Домашние занятия детей 2-5 лет
Многие
мамы понимают, что период развития от двух до пяти лет - решающий для
формирования памяти, внимания, мышления ребенка, поэтому стараются так
или иначе "загрузить" мозг ребенка всевозможными знаниями. Однако не все
могут спланировать занятия детей в соответствии с нормами развития и
необходимыми навыками. Если вы хотите заниматься с ребенком дома, вне
зависимости от выбора методики для гармоничного развития ребенка нужно
придерживаться нескольких основных направлений.
Развитие речи.
Не смотря на то, что множество детей в двухлетнем возрасте все еще не
разговаривает или употребляет в речи только элементарные словоформы - то
есть начальный или конечный слоги вместо слова, - в целом именно после
двух лет у ребенка начинается речевой прорыв. Он гораздо больше
понимает, способен составить фразу, декламирует короткие стихи,
комментирует мультфильмы, задает вопросы. Для развития речи годится все -
беседы на улице, рассказы о том, что вы видите, вопросы по содержанию
картинки, пересказ сказки, чтение ребенку вслух. Чтение вообще в той или
иной степени должно ежедневно присутствовать в домашних занятиях детей.
Как можно больше рассматривайте картинки; если ребенок не способен
вынести сидение на месте и рассматривания иллюстраций - ищите любую
возможность, чтобы поговорить о сюжете картинки в книжном магазине,
около газетного киоска и т.д. На прогулке называйте буквально каждую
мелочь - как называются части дерева, какой породы дерево, из каких
частей состоит коляска или автомобиль и т.д.
С детьми
старше трех лет уже можно играть в разнообразные речевые игры. Например,
называйте все предметы, обладающие одним признаком; сочиняйте рифмы к
словам, признаки к словам-существительным; вспоминайте продолжение к
любому отрывку из стихотворения или сказки; придумывайте истории о любом
встретившемся на пути или попавшемся на глаза персонаже - Стальной
Ложке, Полосатом Коте, Старом Телевизоре, Маленькой Пылинке и т.д.
Моторика.
Двух-трехлетки чрезвычайно подвижны, поэтому в этом возрасте наиболее
актуально предоставление детям телесной свободы. Прыгать, подлезать и
перелезать, перепрыгивать, бегать, кувыркаться - всему этому ребенку
необходимо научиться именно в этот период. Немаловажную роль в развитии
крупной моторики играют игры с мячом. Мячом можно попадать в кегли, в
корзину для белья, катать по прямой, метать в цель, бросать снизу вверх и
из-за головы, кидать назад под коленями и играть в футбол. А вот после
трех лет часть времени, которое отводится на подвижные игры и
упражнения, можно потратить на развитие мелкой моторики. С этой целью
полезно лепить из глины, пластилина и соленого теста, сортировать
пуговицы или мозаику по цвету, форме и величине, перебирать фасоль и
гречку и шить.
Имейте в
виду, что такие популярные сегодня пальчиковые игры, которые, в первую
очередь, направлены на развитие речевого центра, который находится рядом
с двигательным, эффективны только после трех лет. До этого возраста
речевой центр мозга развивается скорее под воздействием физической
активности ребенка, развития его общих двигательных навыков, а не
локальной работы пальцев. Поэтому и занятия детей должны в достаточном
виде включать в себя подвижные игры, соревнования. Родителям 3-5 летних
детей рекомендуется играть с детьми в пальчиковые игры не реже 2-3 раз в
неделю. Хорошо для развития мелкой моторики и письмо, но ничего общего
со школьными прописями оно не имеет. Рисование прямых линий,
геометрических фигур, раскрашивание замкнутых контуров гораздо больше
подходит к развитию мелкой моторики по возрастным критериям. Когда вы
видите на прилавке магазина книжку прописей с надписью "с 3 лет" - не
верьте производителям. Они желают лишь получить прибыль за счет
"продвинутых" современных мам. Обведение по контуру, штриховка,
повторение орнамента до 6 лет приводит к напряжению и переутомлению
мелкой мускулатуры рук, что вдальнейшем может негативно сказаться как на
навыке письма и почерке, так и на желании ребенка учиться.
Творчество.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование необходимо детям любого
возраста. Вам будет гораздо легче организовать день ребенка, если каждое
из этих занятий вы распределите по дням недели и определитесь с
тематикой занятия. Например, по вторникам и четвергам вы с малышом
лепите, по понедельникам и средам - вырезаете, по субботам
раскрашивайте... Расписание занятий детей с конкретной тематикой можно
составить на месяц вперед. Предположим, в понедельник можно вырезать и
наклеить в альбом части зайца, во вторник - вылепить зайца из
пластилина, в субботу нарисовать и раскрасить того же зайца, придумав
или освоив технику рисования шерсти. На следующей неделе все то же
повторить с трактором, грибом, избушкой и т.д. Эти же темы можно не
дублировать всю неделю, а "раскидать" по месяцу - это зависит от того,
насколько заинтересован в повторении одной и той же темы ребенок. На
занятиях творчеством можно изучать цвета, развивать мелкую моторику - не
забудьте про вырезание и наклеивание! - и параллельно получать
элементарные математические представления.
Основы математических знаний.
Сюда входят представление о форме и величине предметов, понятие
количества, счет и изучение символов - цифр, знаков математических
действий и т.д. Лучше всего, когда обучение происходит не в форме
занятия, а во время обычной сюжетно-ролевой или предметной игры. Если
каждый день повторять малышу, что крышка и колесо круглые, то вскоре он
сам без труда будет находить круглые силуэты во всех окружающих
предметах. Прежде чем приступить к изучению счета, начните с различения
понятий "много-мало", "один". Не спешите закупаться счетным материалом в
магазине: в каждом доме, да и на улице, наглядных пособий просто уйма.
Камешки, хлопья обычной ваты, гигиенические палочки - кстати, в отличие
от спичек, совершенно безопасные, - мягкие игрушки, кольца пирамидки,
крышки из-под банок детского питания - все это годится для занятий
математикой. С четырех лет можно выкладывать рядом игрушки и пуговицы
или палочки - для сравнения "столько же", попозже можно будет обходиться
пуговицами, камешками или палочками уже без предметов-подкрепителей и
выдавать их за что угодно - яблоки, вертолеты, лошадей.
С этого
же возраста можно изучать основы сложения и вычитания. Существует очень
любимая мной игра "Колдуй, баба, колдуй дед", которая учит детей
действиям сложения и вычитания в уме. Возьмите в одну руку некоторое
количество пуговиц, камешков или монеток и попросите ребенка пересчитать
их. Затем сожмите вместе обе ладони и, приговаривая "Колдуй, баба,
колдуй, дед, колдуй, серенький медведь", незаметно переложите несколько
предметов в другую руку. Окончив "колдовать", раскройте только одну
ладонь, попросите ребенка посчитать количество предметов в этой ладони,
вспомнить, сколько их было раньше, и угадать, сколько во второй руке.
После ответа ребенка позвольте себе лишь загадочно улыбаться, давать
неопределенные комментарии и раскрыть вторую ладонь - больше ничего!
Кроме констатации факта, угадал или не угадал ребенок, вам ничего не
нужно говорить - догадавшись о том, что количество скрытых предметов
можно высчитать из сведений о том, сколько было вначале и о том, сколько
осталось в одной руке, ребенок раз и навсегда научится действию
вычитания! Точно так же играйте на сложение - сначала показав предметы в
обоих ладонях, а затем соединив их вместе и попросив угадать, сколько
теперь стало всего. Чтобы игра была честной, меняйтесь ролями, позволяя
ребенку самому "колдовать" и спрашивать у вас отгадку. Чаще ошибайтесь
сами - как никто другой, дети очень активно учатся благодаря оговоркам,
ошибкам, опискам взрослых. Ну, и помните, что раньше четырех лет играть в
эту игру нецелесообразно.
Эмоциональное развитие.
Психологи, давно обнаружившие, что современные 5-7-летние дети
отличаются от своих сверстников, которые жили лет пять назад,
интеллектуальными способностями, но отстают в физическом, эмоциональном и
нравственном развитии, активно бьют тревогу. К сожалению, к ним
прислушиваются мало, в том числе и потому, что к психологу своего
ребенка водят единицы родителей. Но если вы читаете эту статью - вам
небезразлично гармоничное развитие вашего ребенка, поэтому не упустите
из виду его эмоциональное развитие! Умение сопереживать, грамотно
"читать" настроение другого человека, тактичность, отзывчивость и
адекватность общения - все это строится на правильном эмоциональном
развитии ребенка. Начиная с двухлетнего возраста, а то и раньше, малышей
необходимо учить жалеть людей и животных, распознавать ваши чувства и
контролировать собственные. Не упускайте возможности объяснить ребенку,
что происходит с ним и с вами: "Ты обиделся", "Я на тебя рассердилась".
После трех лет, напротив, задавайте ребенку вопросы о его состоянии:
"Тебе страшно или больно?".
Покупайте
в детских магазинах резиновые игрушки, изображающие животных и
сказочных персонажей - такие, которые похожи на старые советские
образцы. Эти игрушки с поразительной четкостью передают эмоции: от
постановки бровей, направленности взгляда, ширины улыбки зависит
эмоциональное состояние, которое может испытывать персонаж. Разыгрывая с
помощью этих игрушек сценки, разговаривайте разными голосами, с разным
выражением и побуждайте к этому ребенка. Говорите, что волк сердится, а
колобок - хвастается, и разыгрывайте сценку из сказки "Колобок". Вообще,
любая театрализация очень полезна для эмоционального развития - вне
зависимости от того, смотрит ли ребенок спектакль или участвует в нем
сам.
Нарисуйте
на бумаге несколько рожиц - испуганную, веселую, усмехающуюся, злую,
сердитую, сомневающуюся и т.д., вырежите их так, чтобы все рожицы были
одинаковыми по размеру, и сочиняйте истории про то, как встретились,
предположим, Злюка и Трусишка. Рожицы можно наклеить на силуэт бумажной
куклы.
Организуя занятия детей дома, не забывайте и про такую жизненно важную вещь, как общение.
Если ваш ребенок в силу возраста или по другим причинам не ходит в
детский сад, вам необходимо организовать его общение со сверстниками во
дворе, дома, в гостях - потому что начиная с двухлетнего возраста,
многим детям уже нужен настоящий друг.
|